Процесс наследования имущества в форме ценных бумаг предусматривает проведение некоторых обязательных процедур. Оценка акций для наследства является одним из таких условий. Акт о ее проведении и настоящей (текущей) стоимости ценных бумаг должен быть подготовлен специальным учреждением и предоставлен нотариусу для ведения дела по наследованию соответствующих акций.
Зачем нужна оценка акций при вступлении вправо наследования?
Отчёт об оценке акций – это один из наиболее важных документов, необходимых при оформлении наследства. Он требуется:
- для расчета размера государственной пошлины, уплачиваемой наследником. Без наличия квитанции о внесении наследником денежных средств в соответствующем размере, нотариус не имеет права оформить и выдавать свидетельство, подтверждающее законную передачу ценных бумаг. Уплата госпошлины обязательна, как при наследовании имущества по закону (согласно родственной очередности), так и по завещанию;
- для правомерного разделения имущества на доли. Может возникнуть ситуация, когда количество акций не позволяет разделить их в верных пропорциях без остатка между всеми претендующими наследниками. В таком случае осуществляется «разрыв» ценной бумаги. Акции, которые не удается разделить «целыми», переводят на специальный долевой счет, где можно продать «лишнюю» ценную бумагу, а вырученные средства передать наследникам в установленных законом долях.
Что подразумевается под оценкой акций для наследства и кто ее проводит?
Оценка акций для наследства – это особая процедура, направленная на определение стоимости наследуемых прав и имущества в денежном эквиваленте. При этом, если в числе наследуемого имущества имеются акции нескольких различных предприятий, то производится оценка стоимости всех видов ценных бумаг в отдельности.
Подготавливать данные отчеты вправе только специализированные организации, имеющие соответствующее разрешение на проведение оценочных работ. После осуществления работ специалисты-оценщики определяют рыночную (текущую) стоимость акций, облигаций, а также, других ценных бумаг, предоставляя данную информацию в виде соответствующего акта (отчета).
Как подать заявку на оценку акций при оформлении наследства?
Чтобы заказать оценку акций для нотариуса при вступлении в законные права наследования ценных бумаг, необходимо предоставить следующие документы:
- свидетельство из ЗАГСа о кончине (или пропаже без вести) собственника акций;
- документы, подтверждающие наличие ценных бумаг в собственности указанного лица – выписка из реестра акционеров;
- копия паспорта Заказчика;
- (при необходимости) доверенность на имя представителя Заказчика;
- завещание или документы, подтверждающие родство Заказчика и владельца акций, являющегося наследодателем.
Далее составляется заявление на предоставление (оказание) услуг по оценке акций. Все остальные действия выполняет соответствующая организация.
Каким образом рассчитывается стоимость работ по оценке акций?
Оценка акций для оформления наследства относится к категории независимых процедур и проводится исключительно на платной основе. Отчет об оценочной стоимости акций приравнивается к официальному документу и имеет юридическую силу не только для нотариуса, но и при обращении в государственные органы (например, в суд, ЕГРП).
Стоимость оценки акций для нотариуса указывается из расчета определения денежного эквивалента бумаги одного эмитента. (Эмитент – предприятие, выпустившее ценные бумаги, в данном случае – акции).
Цена на услуги по оценке акций для получения наследства может разниться, в зависимости от тарифов компании, осуществляющей указанную деятельность.